Молодой коммунар. 24 марта 1992года.

Кулачные бойцы России

Более четырех лет назад, в декабре 1987 года, в Воронеже был объявлен первый открытый набор в школу русского кулачного боя.

Приблизительно в то же время возникло и название первой в России школы русского кулачного боя и рукопашного боя казаков— "Союз кулачных бойцов России" С тех пор материалы об этом позабытом было на Руси искусстве стали периодически появляться на страницах то местной, то союзной (тогда еще) прессы. В начале этого года (1992 г.) опубликована серия статей "Пластуны против нинзя" в журнале "Россия молодая".

Положенные в основу статьи материалы были любезно предоставлены нам руководством школы, которая представляет сегодня достаточно широко разветвленную сеть филиалов в различных городах, и двумя методическими центрами в Москве и Воронеже.

 

НАВЕРНОЕ, стоит начать с эмблемы школы: белый сокол на оранжевом фоне с черным андреевским крестом. В последнее время на улицах города 'все чаще можно встретить молодых людей, а то и более зрелого возраста, с подобного рода значками на одежде (за время существования школы число ее приверженцев возросло в 500 раз). Эмблема: сочетает в себе несколько самостоятельных символов, известных в России с давних времен. Андреевский крест на оранжевом фоне олицетворяет собой приверженность , идеалам православия, а сокол, некогда широко распространенный боевой символ, отражает национальный характер школы.

Русский кулачный бой впервые возник у крестьян как естественная форма противостояния бесконечным набегам кочевников (подобные системы у других народов возникали в похожих условиях). Бедный люд, живший обычно за пределами укрепленной части города и лишенный защиты княжеской дружины, был вынужден сам позаботиться о защите себя и своих семей. Не имея дорогостоящего - по тем временам оружия, люди воевали, используя орудия труда, а часто случалось так, что выручали одни только руки.

Навыки, полученные в тяжелом физическом труде, трансформировались постепенно в боевые приемы, с течением времени сложился определенный боевой алгоритм, который объединил в одно стройное целое разнообразные формы защиты и нападения с подручными средствами и без них. Умелый кулачный боец использовал также и особенности местности, различные строения. И хотя бойцы часто опровергали пословицу, что один в поле не воин, важнейшей основой коллектива (кулачной стенки) была безупречная организованность и строгая дисциплина.

Кулачный бой, утратив постоянный объект своего применения — досаждающих чуть ли не ежемесячно кочевников, превратился в народный спорт и просуществовал вплоть до 20-х годов нашего столетия. После чего, в результате известных событий, разделил судьбу народной культуры в целом.

Но, несмотря на все запреты и ограничения, в российской глубинке кулачные ристалища проводились вплоть до пятидесятых годов. Село Турово Воронежской области — место последнего зафиксированного состязания по кулачному бою, официально отмененное в советской прессе. (Литературная газета", 20 марта 1956года).

Прерванное в 20-е годы развитие отечественного кулачного боя привело к экспансии французской, греко-римской и японской борьбы.

Всего лишь 15 лет назад началась полуподпольная работа по изучению и систематизации приемов народного боевого искусства. Сегодня в рамках школы она приняла целенаправленный творческий характер.

Систематизация приемов ортодоксального воинского направления и традиционных видов кулачного боя впервые была осуществлена руководителем школы Сергеем .Викторовичем Романовым. Важная особенность созданной им системы заключается в том, что каждый начинающий имеет возможность изучить три боевые концепции, чтобы выбрать для себя подходящий боевой вид, наиболее отвечающий его личным качествам и практическим целям.

В основу легли приемы кулачного боя центральной России. О них мы поведем речь дальше.

В зависимости от культурных традиций и конкретных социальных условий, в различных областях складывались свои правила проведения кулачных боев. Широко распространенным было так называемое сельское направление. Несмотря на все видимые различия, некоторые правила были общепринятыми, они ревностно соблюдались по всей Руси.

Само участие в кулачных боях было доказательством крепкого здоровья и сильной воли, что так необходимо в сельском труде. Однако для победы в кулачном бою одного здоровья было недостаточно. Требовалось упорство в изучении приемов и закалка тела.

Состязания проводились как "сам на сам", так и "стенка на стенку".

"Стеночный ряд" воспитывал чувство локтя и взаимовыручку. В едином порыве сходились и стар, и млад. Именно здесь от старшего к младшему передавался не только боевой опыт, но и умение сплотиться и выстоять. Здесь каждый раскрывался, полностью показывая не столько боевую, сколько свою человеческую. сущность. Хороший кулачный боец, крепкий хозяин и надежный сосед — означало одно и то же. Занятие кулачным боем обеспечивало не просто авторитет и всеобщее уважение: оно являлось залогом успеха в жизни. Возможно, поэтому правила сельского кулачного боя были наиболее консервативными и имели значительное число запретов и ограничений. Категорически запрещалось вкладывать в руки тяжелые предметы, бить лежачего и присевшего, бить ногами. Подбивы и подсечки также не практиковались. Благодаря таким ограничениям удавалось добиться главного — уберечь кулачных бойцов от травм и увечий, сделать состязания по возможности безопасными. Основная работа в бою приходилась на руки. Вместе с тем техника усложнялась. Были включены движения ногами и корпусом. Схватки стали намного зрелищнее. Появился ряд новых, ранее не использовавшихся, ударов со своеобразными названиями— "баранки", "закрылки". Мощность и плотность ударов дополнилась скоростными искусными передвижениями — "зашагиваниями" и "проходками".

Техническая и тактическая стороны сельского направления оттачивались и совершенствовались в многочисленных состязаниях. Свою роль сыграла культура, природные условия России, национальный характер русского человека.

С РОСТОМ городов и оттоком в них сельского населения кулачные бои стали проводиться и там. Бои "стенка на стенку" и "сам на сам" стали со временем довольно популярным видом развлечения и физической закалки простых гаражан. В городах стали появляться свои мастера, которые внесли немало нового и ценного в это постоянно развивающееся искусство.

Бои между известными и именитыми группами проводились по особым правилам. Они имели своих лидеров — опытных, авторитетных бойцов. Как правило, такие мастера имели немало учеников. Состязания между группами, обычно немногочисленными, проводились равным числом бойцов с каждой стороны. Или же один боец противостоял двум, трем, а иногда и большему числу бойцов другой стороны. Опытный боец мог выдержать натиск и всей команды соперников. Эти особенности легли в основу кулачного боя городского направления.

Правилами кулачных боев между "мастерскими" запрещалось применение холодного оружия. Все остальное разрешалось: удары ногами, в том числе в пах, колено и голову, удары головой или коленом.

Городские ристалища отличались исключительно жестоким характером. Случались и смертельные исходы.

Следует признать, что этот вид состязаний лег в основу совершенно особого профессионального направления, где сами бои являлись не чем иным, как рынком профессиональных бойцов. Развитие промышленности, торгового дела требовало, с одной стороны, хорошо налаженных систем деятельности, с другой качественной охраны. Частные предприниматели, промышленники и в особенности купечество не спешили обращаться к полиции, а предпочитали пользоваться услугами профессионалов, не связанных государственными обязательствами. А поскольку был опрос, и притом хорошо оплачиваемый, существовало и соответствующее предложение.

Несмотря на, что бои между профессионалами собирали вокруг себя в основном людей заинтересованных, они никогда не проводились отдельно. Чаще всего до или после традиционных "стеночных" состязаний. Это происходило по двум причинам. С одной стороны, так решалась проблема рекламы, с другой — это давало возможность практически любому заявить себя на профессиональном уровне. И этим пользовались приехавшие из глубинки бойцы, владеющие боем традиционного сельского направления.

Для выходцев из деревни это была реальная возможность сделать быструю карьеру в городе. Хороших кулачных бойцов приглашали на места смотрителей, приказчиков.

ДВА НАПРАВЛЕНИЯ русского кулачного боя не конкурировали, а скорее, дополняли друг друга, сливаясь в единую культурную традицию.

Картина не будет полной, если мы не скажем о технических особенностях традиционных направлений русского кулачного боя.

Для обоих видов характерна прямая стойка на слегка согнутых ногах. Она обеспечивала устойчивое положение на месте и возможность быстрых передвижений "проходок".

Кроме резких" и легких тактических ударов в голову, применялись и тяжелые с "проносом", "закрылки", "развалы", особенно эффективные в схватке на месте. Удары значительно усиливались энергичными разворотами корпуса и переносом тяжести тела с одной ноги на другую. Как правило, наносится иногда до 5— 7 ударов в секунду. Основная ставка — "шквальная" контратака с высокой плотностью ударов в голову и по корпусу. Задача атаки — пройти стенку из двух-трех рядов бойцов, стоящих друг за другом. Для сельской традиции характерны также жесткие "блоки" и быстрые обходы противника.

В отличие от сельской городская стенка, как правило, более многочисленна, менее "сыгранна". Жесткий бескомпромиссный характер носили схватки "профи". Они изобиловали короткими резкими ударами ногой в пах, бедро и голень. Применялись "подсечки", "подцепы" ногой с последующими ударами локтями. Основной расчет профессионального боя делался на поражение соперника посредством молниеносной контратаки.

Несмотря на серьезный и достаточно жестокий характер профессиональных боев, существовал целый ряд правил, запрещающих наносить удары в голову, по присевшему или находящемуся в наклоне противнику, не разрешалось бить лежачего или признавшего свое поражение.

 

Александр ГОЕНОК

 

 

в начало страницы